0:00

Блог

Тема дня
05.03.17

АЛЕКСАНДР КУТИКОВ: «НА СТУДИЮ ABBEY ROAD ПРИЕЗЖАЮТ ЗА ВОЗДУХОМ»

АЛЕКСАНДР КУТИКОВ: «НА СТУДИЮ ABBEY ROAD ПРИЕЗЖАЮТ ЗА ВОЗДУХОМ»
Бас-гитарист и вокалист группы «Машина времени» Александр Кутиков — один из самых лучших и опытных звукорежиссеров и продюсеров в нашей стране. Он записывал и сводил не только свою легендарную команду и сольные альбомы, но и множество других хороших музыкантов.

Весной прошлого года почти одновременно вышли очередной альбом «Машины времени» и сольный альбом Александра Кутикова «Бесконечномгновенно». Альбомы Кутикова выходят не так часто, ибо он, как настоящий перфекционист, бьется над ними по многу лет. А презентация «Бесконечномгновенно» еще только грядет — 20 апреля в московском клубе «16 Тонн». О работе на лондонской студии Abbey Road, преимуществах тяжелого винила и всяких технических штучках Александр Кутиков побеседовал со Stereo.ru в собственной студии на Дубровке.

— По вашей биографии можно вычислить, что вы профессионально занимаетесь звуком с 1969 года?

— С 1970-го, если быть точным. До того я учился в музыкальной школе, пел, играл на разных инструментах. К тому моменту, когда пришел работать в Комитет по телевидению и радиовещанию, уже поиграл в нескольких группах. И чуть позже меня взяли в «Машину Времени».

— Ваш новый сольный альбом «Бесконечномгновенно», помимо прочего, очень красиво сделан с точки зрения звучания. Все эти инструменты объемные, словно парящие…

— Я приверженец старой школы, очень люблю пространственные обработки. Совместить в фонограмме объем и глубину очень непросто. Это как рисовать: легко раскрашивать книжки-раскраски, а нарисовать полотно с перспективой — это уже уметь надо.

— То есть когда вы получаете демо-запись, то представляете конечный вариант как пейзаж?

— Ну да, как картину с перспективой. Не с одной перспективой даже. Наверно, я таким образом компенсирую неумение рисовать на листе. Да, представляю себе возможную глубину, звучание инструментов, элементов. Во время записи многое меняется. Во время работы над «Бесконечномгновенно» я нашел звучание для песни «Все так просто» после того, как сделал примерно пять версий сведения. Потом я изменил вообще всю аранжировку.

— На альбоме множество инструментов, но прозрачный звук. И вокал.

— А это, конечно, во многом заслуга Самвела Оганесяна. Мы давно уже работаем над разными проектами вместе: он прекрасно редактирует, но самое главное — своими советами очень помогает вокалисту найти правильный характер, точную интонацию и манеру пения, подачу в процессе записи. Мне с ним необычайно легко. Возможно, из-за этого такой результат.

— Вы уже лет десять регулярно работаете на студии Abbey Road в Лондоне, со времен альбома «Машины времени» Time Machine (2007). Что-то это вам дало?

— Конечно. Работа на студиях Abbey Road дает понимание некоторых вопросов технологии записи и сведения вокала — а это приводит, например, к результату, о котором вы сейчас говорили. В предыдущем моем альбоме «Демоны любви», который я сам продюсировал, вокал микшировался с пяти источников звука. Изначально я писал голос на два микрофона — конденсаторный и динамический. Это давало возможность варьировать тембр и упругость голоса в зависимости от песни. Если медленная — то конденсаторный главный, динамический дополняет. Если же песня заводная-темповая — наоборот, динамический главный, конденсаторный — окрашивающий. Но при сведении на каждый микрофон стояли свои обработки и расширитель стереобазы. Я как звукорежиссер люблю работать свободно, люблю широкое панорамирование. Очень сложно делать это без потери баланса и плотности. Но мне эта манера микширования доставляет удовольствие, хотя и отнимает много времени. Кропотливая работа! Но для меня важен результат, а не время, затраченное на ту или иную песню.

— Вроде бы прогресс шагнул так далеко, и не совсем понятно, чем древняя Abbey Road может удивить сейчас? Это не музейная ценность?

— Нет, это блестящая студия с персоналом высочайшего уровня квалификации. Везде в студиях есть подразделение на категории A, B и C. На любой студии категории A персонал всегда очень хорошо обучен, и неслучайно они берут большие деньги, но на Abbey Road все еще на порядок выше, чем в лучшей студии ‘A’. Профессионализм, вкус — это все поразило меня, как только мы [группа «Машина Времени»] появились там в 2006 году. Дальше я с широко открытыми глазами, ушами и с чистым сознанием впитывал все, что мог. От людей, с которыми мы работали. А это — продюсеры, инженеры, саундпродюсеры первой мировой двадцатки.

— Недавно об Abbey Road я беседовал с Яном Тирсеном. Он говорил, что, записывая там альбом фортепианной музыки, даже менял сами произведения — из-за акустики.

— Конечно! Первая студия — огромное пространство, которое вмещает два полных состава большого симфонического оркестра. И у этого помещения фантастическое время реверберации — 2,7 секунды, и очень красивое отражение. Записанную в первой студии классику ни с чем не сравнить. Вот просто — ни с чем! Так что я понимаю Яна Тирсена (улыбается). И очень хорошие звукорежиссеры там, конечно.

— А оборудование? В чем там главная «фишка»?

— Великолепный микрофонный парк. Только во второй студии — где обычно писались TheBeatles — микрофонный парк стоит где-то порядка 2-3 миллионов фунтов. Так мне инженер студии сказал.Мы записывали вокал в микрофон, в который пел в свое время Джон Леннон: Neumann, собранный в 1932 году, и он не ремонтировался! По заказу Neumann он собирался в лаборатории Гульельмо Маркони. Эти микрофоны у них в идеальном состоянии, поэтому такой хороший звук записывается.Звук же в естественных, нормальных, условиях, когда ты пишешь живые инструменты, во многом зависит от качества микрофона. От качества линейки тоже, но все начинается с микрофона, потом — провода, пульт и так далее. Если микрофон плохой, то какой бы пульт у тебя ни был — ничего хорошего ты не запишешь.

— Компьютерные технологии не помогут?

— Многие современные музыканты пишут сразу через плагины в компьютер, поэтому качество сигнала соответствует конвертерам, которые в недорогих плагинах некачественные.Когда мы пишем «Машину Времени» на Abbey Road, то пишем гитару, включенную в усилитель, потому что звук рождается от сочетания качественного инструмента и качественного усилителя. Плюс руки гитариста.

— Как говорится, звук — в пальцах. А какая дальше цепочка?

— Совершенно верно… А потом идет пульт ламповый. Как правило, Neve 1073 — не самая новая разработка, но я предпочитаю записывать и сводить именно на нем, потому что у него очень теплый звук.Дальше — конвертеры. Те, которые стоят на Abbey Road, стоят $3000 за штуку, для полноценной записи их нужно 48 штук. Вот теперь посчитайте… Поэтому качество материала, который набирают звукорежиссеры на такой цепочке, как и музыканты, понимающие, что такое качественный гитарный звук, просто высочайшее. Несравнимые вещи — играть в компьютеры. Ни один самый лучший плагин не даст тебе такого качества, которое дают вот эти старые технологии.

— Сейчас же как в анекдоте — гитара за 3000 долларов пишется в пульт за 15000 долларов, получается MP3-файл за 15 рублей, который слушается через наушники за 600 рублей.

— Перед музыкантами, для которых звук имеет значение, вообще не стоит вопрос, в какой студии писаться. Писаться — в хорошей. Но да, для многих музыкантов качество звука отошло на второй план, многие уже привыкли к звуку MP3.Но вообще я не вижу противоречия в стоимости пультов и инструментов и дешевизне воспроизводящих бытовых гаджетов. Потому что запись, которая сделана качественно, будет звучать лучше, чем запись, сделанная не очень качественно. И это слышно даже на MP3.А если говорить о точности, то даже звук CD не дает полного представления о том, что же вообще писали музыканты.

— Только винил?

— Да! Только винил дает слушателю правильное понимание звука, того, который хотели создатели.

— Винил тоже разный бывает.

— У винила есть определенная особенность: где делается мастер. Он всегда делается отдельно. На Abbey Road есть блестящие звукорежиссеры, которые мастерят под винил, и они же нарезают мастер-диск. У них прямо в каждой маленькой рабочей студии мастеринга стоят аппараты для нарезки мастера для винила. Звукореж сам нарезает и контролирует: с лупой просматривает каждую бороздку. Особенно, если музыканты хотят выпускать аудиофильский винил 180 граммов. Там мастер должен быть сделан на самом высоком уровне.

— А вы как к «тяжелому» относитесь?

— У нас все — «Машина», Макар сольный, мой альбом предыдущий — только на тяжелом виниле.

— Дело принципа? Считается что ничего в этом хорошего, надо только первопрессы.

— Я не спорю с людьми на эту тему, это абсолютно бесполезно. Переубеждать людей в том, в чем они убеждены — вообще дело неблагодарное. Процент тех, кто в состоянии признать свои заблуждения, крайне мал, поэтому тратить на них время… Вот есть у тебя результаты твоих изысканий, тебе нравится — слушай так. Но вообще профессионалы, те, кто создают то, что знатоки потом обсуждают — они считают так, как я говорю.

— А есть простое объяснение, чем тяжелый лучше?

— Конечно, у этого утверждения есть объективные предпосылки. Дело в том, что на 180-граммовом виниле другая динамика, другой низ. Толще стенка между бороздками, то есть можно делать мастер с более глубокими низами, не будет проникновения из канала в канал.Тяжелый винил придумали не просто так, а чтобы повысить качество обычного, то есть увеличить амплитуду сигнала. У мастера под 180-граммовый винил не обрезается и не перекомпрессируется низ. Не то что с обычным винилом: чтобы, скажем, дорожка не выбрасывала иглу от амплитуды ( под низкие частоты она большая, низ поджимается специально). Да, на определенных акустических системах и линейке может показаться, что на обычном виниле низ плотнее, все правильно: он закомпрессирован! А на хорошем тяжелом виниле на хорошей линейке слышно, как низ дышит. Особенно это заметно на джазовых записях. В джазе система записи, по-моему, до сих пор с трех микрофонов.

— Насколько вы интересовались джазовой звукозаписью?

— Серьезно. Я вообще могу записать с трех микрофонов так, как писали для BBC в свое время. Я этому учился по работе Несбита «Как писать для BBC», книжке 1958 года рождения. Там как ставить один, два, три микрофона, направлять, точки — это была обязательная программа для звукооператоров в Комитете по радиовещанию. Хорошая школа! А книжку Несбита мне позже подарил [композитор] Виктор Борисович Бабушкин.

— Прям раритет!

— Да. Но книги этой уже, к сожалению, нет. В доме, где была моя квартира, случился большой пожар, пожарные залили весь дом сверху, много книг погибло…Короче говоря, классика и джаз на виниле, если они записаны настоящими звукоинженерами, звучат просто потрясающе.

— А начиналось все с того, что на один микрофон в моно записывался целый биг-бэнд.

— Более того, звукозапись развивалась и до войны, и после именно для нужд джаза. Это потом, в 60-е, рок-музыканты стали давать задания инженерам придумывать новые технологии записи, увеличивать количество дорожек и так далее… Изменение звукозаписи всегда было связано с изменениями музыки. Очень многие музицирующие переносят студийную работу домой и им кажется, что продукт получается качественный, но если послушать на хорошей аппаратуре, оказывается, что звучит бедно. Даже, повторюсь, в mp3 все равно все слышно.

— Саунд великих продюсеров, вроде Руди ван Гелдера, на любом носителе узнается.

— Конечно! За это [звукорежиссеры] и бились. Это все — бренды. К Abbey Road это тоже относится. Не надо забывать, что изначально EMI занималась не музыкальным бизнесом.

— Она занималась электроникой.

— Верно. Их разработки компрессоров, лимитеров — всего, что здорово улучшает звук — все это хранится на Abbey Road. И даже используется! Кстати, ни один плагин, даже сертифицированный (есть несколько, сертифицированных техническим отделом студии) как «плагины, имитирующие звук приборов», на самом деле не работает так, как живые приборы.

— Abbey Road в прямом смысле легендарная студия. Насколько там ощущается вот эта пресловутая намоленность? И чем она может мешать?

— Магия стен существует. Кстати, нас сразу предупредил Хэмиш Стюарт, гитарист и бывший руководитель группы Пола Маккартни: «Ребята, тут и магия стен, и мистика, и все такое, но есть один нюанс: если вы придете неподготовленными, то студия вам покажет всю вашу несостоятельность, и вам будет стыдно за самих себя».

— Но «Машина Времени» наверняка отрепетировала все до ноты.

— Да, все было отрепетировано до ноты, и все равно в первый приезд мы поняли: сыгрываться надо больше.На Abbey Road надо писать только «лайв». Играют четверо, пишут дублями. Поправки — только внутри дубля, который продюсер считает лучшим. Делать на этой студии трекинг — бесполезно. Группа должна создавать коллективную энергетику, а потреково, как доказано большими продюсерами и студиями, ты не добьешься на фонограмме той эмоции, которая появляется при совместном исполнении. Или, например, на Abbey Road пишут, понятно, без проникновения инструментов в соседний канал, но — чтобы был воздух. А наши отечественные звукоинженеры вычищают все, потом берут реверберационные машины. Получается совсем не то, воздух пропадает. А на Abbey Road приезжают именно за воздухом.

— А мастеринг? Одно время была мода отправлять на мастеринг в Европу.

— Любой мастеринг — это улучшение звучания. Если ты правильно выбрал студию и, главное, инженера, то из средней по качеству записи можно на выходе получить нечто впечатляющее. О спасении плохой фонограммы речи не идет, но улучшение неплохой — да. Вообще существует такая практика. Ты работаешь с каким-то мастеринг-инженером и у тебя есть доступ к телу, что называется. Тогда поступаешь так: сделал микс, приехал к нему, послушал на его аппарате, пересвел. Приехал снова, послушал, оставил. У разных студий разные тракты: есть специфика звучания аппаратной, а в мастеринговой студии идеальные акустические характеристики, высококачественная аппаратура, тракт идеальный. Когда там ты слышишь все свои ошибки (балансные частотные) — они всегда бывают — и ты имеешь возможность сразу пересвестись. На Abbey Road я всегда мастерю у Джеффа Пеша. Он знает мои предпочтения и очень быстро работает. «Демонов любви» мы сделали за один день — с 9 утра до 6 вечера с часовым перерывом на обед. Мастер на проверку мне Джефф присылает в WAV-файлах.

Архив

13.04.22

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ!

13 апреля - День рождения Александра Кутикова и Всемирный день рок-н-ролла.

Друзья устроили Кутикову настоящий (рок-н-...

читать полностью

10.04.21

В ПОЛНОЧЬ БЬЮТ НА БАШНЕ ЧАСЫ!

Андрей Макаревич, автор: "Очень хотелось на альбоме такую заводную рок-н-ролльную песню, и так появились "Часы". Не надо...

читать полностью

13.01.21

Машина Времени - Новогодний концерт на "Дожде"

Представляем вам полную версию концерта группы "Машина Времени" на телеканале "Дождь", премьера которого состоялас...

читать полностью

27.12.20

Александр Кутиков - Держи меня

Запись из архива ГОСТЕЛЕРАДИОФОНДа России.
Она была сделана в 1992 году для передачи "Вечернее музыкальное кафе АРС".

читать полностью

20.11.20

Александр Кутиков часть 1 легендарный гитарист 'Машины времени' Острое, познавательное интервью

читать полностью

11.11.20

Машина Времени - Мы рядом

Андрей Макаревич: "Песня "Мы рядом" в процессе работы претерпела большое количество изменений и в аранжировке, и в гар...

читать полностью

01.10.20

1 октября отмечается Международный день музыки

1 октября отмечается Международный день музыки

Поэтому давайте проведем вечер с пользой и интересом! А именно посмотр...

читать полностью

29.05.20

ВИДЕОСАЛОН АЛЕКСАНДРА КУТИКОВА: ПРЕВРАТНОСТИ ЛЮБВИ

Сейчас подобный творческий союз представить себе трудно. Но в 2008-2009 годах Денис Майданов еще не был видным державником, госуд...

читать полностью

24.05.20

ВИДЕОСАЛОН АЛЕКСАНДРА КУТИКОВА: ЛОНДОН

В отличие от большинства остальных песен в альбоме, эта действительно отчасти легла на пленку в Лондоне. Там с самого начала б...

читать полностью

17.05.20

ВИДЕОТЕКА АЛЕКСАНДРА КУТИКОВА: ОДИССЕЙ

Выходные заканчиваются, приходит время для серьезных вещей. Когда Александр Кутиков сочинял эту мелодию, он уже точно знал, о ...

читать полностью

13.05.20

ВИДЕОСАЛОН АЛЕКСАНДРА КУТИКОВА: САМАЯ ПЕРВАЯ ПЕСНЯ

Фундамент "Демонов любви" начал складываться именно с нее. Мелодия, которая потом превратилась в "Больше, чем сон", б...

читать полностью

07.05.20

7 мая - День Радио. В честь этого песня "К Малой Бронной".

Здесь Алексдр Кутиков родился и вырос. Здесь, в двух шагах когда-то был Государственный дом радиовещания и звукозаписи на Кач...

читать полностью

01.05.20

С праздником! С днем труда! Отметьте его как следует!!!

читать полностью

27.04.20

ВИДЕОСАЛОН АЛЕКСАНДРА КУТИКОВА: ДЕМОНЫ ЛЮБВИ

Заглавная песня альбома рождалась настолько тяжело, что заканчивать ее запись пришлось не в Стокгольме, с остальным альбомом...

читать полностью

23.04.20

ВИДЕОСАЛОН АЛЕКСАНДРА КУТИКОВА: «СНЕГ»

Вроде как уже и снега никакого нет. Но считанные дни назад Москву заметало, хотя тут же выглядывало солнце, и все таяло. Но, как ...

читать полностью

19.04.20

ВИДЕОСАЛОН АЛЕКСАНДРА КУТИКОВА: "УЛИЦА"

Из трех авторов текстов альбома «Демоны Любви» Денис Майданов родился и вырос в городе Балаково Саратовской области. Владими...

читать полностью

17.04.20

ВИДЕОСАЛОН АЛЕКСАНДРА КУТИКОВА: «ЗОДИАК» (2009)

Рассказ об истории сольных клипов Александра Кутикова мы решили начать с видео «Зодиак» с альбома «Демоны любви». Потому что ...

читать полностью

13.04.20

C Днём Рождения!

Друзья мои!
Я сожалею, что не могу ответить каждому на поздравление! Но, хочу сказать всем: "Я искренне тронут! Спасибо!

читать полностью

13.03.20

Александр Кутиков в гостях у ROCK FM

Поговорили о рок-н-ролле, первой музыкальной любви, мистических историях на студии Abbey Road, почему группы не записывают альбомы...

читать полностью

17.01.20

МАШИНА ВРЕМЕНИ. ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ "50 ЛЕТ". МОСКВА, "ОТКРЫТИЕ. АРЕНА", 29 ИЮНЯ 2019 ГОДА

Несмотря на +9 (вот такой вот хреновый июнь) и едва не разразившийся дождь, люди пришли и дождались. И увидели юбилейный к...

читать полностью